среда, 20 ноября 2013 г.

Узоры Павловского Посада

Из тех, кто любит носить павловопосадские платки, наверное, немногие были в самом Павловом Посаде.



А я вот наоборот:)

В отличие от предыдущих посещений Подмосковья, не буду выражать особого восторга от самого города - скажу только, что он довольно милый, преимущественно двухэтажный и деревянный. Названия улиц сохранили имена Ленина, Кирова и Карла Маркса.
Среди немногочисленных прохожих где-то треть двигается по диагонали (алкоголь дает о себе знать) - хотя, может быть, в будни траектория движения большинства павловопосадцев более прямая.

Достопримечательности разбросаны по разным концам города - так что если ходить пешком, то можно даже распрощаться с парой лишних килограммов. Главные из них - магазин павловопосадских шалей, Покрово - Васильевский мужской монастырь и музей истории русской шали.

Каждому свое, но, мой взгляд, гвоздем программы было последнее. За время экскурсии, длившейся около двух часов и стоившей 35 рублей, экскурсовод поделилась таким количеством интересной информации, которую не найдешь в экскурсиях по Москве за намного бОльшую цену.

Наверное, было бы некорректным на этих страницах пересказывать содержание экскурсии, являющееся интеллектуально собственностью автора, но не могу удержаться от основных интересных моментов:

1. На Руси для крестьянок существовали только две прически - коса и две косы, уложенные наверху и прикрытые платком. Первая предназначалась для незамужних и "готовых выйти замуж" женщин и, вероятно, считалась очень соблазнительной - не знаю, согласятся ли с этим сейчас представители сильного пола? Вторая - соответственно, для замужних и считалась очень удобной.

Мой вопрос о том, как же причесывали маленьких девочек, поставил экскурсовода в тупик. Потом она ответила, что девочкам тоже заплетали косу, но не такую нарядную. Надеюсь, это приближенно к действительности:)

2. Помимо способа ручной росписи, батика и машинного нанесения краски на ткань, существует еще очень интересный и невероятно трудоемкий способ нанесения краски на ткань - набивка (или набойка), активно использовавшийся в 19 веке. После создания рисунка платка создавались специальные деревянные формы с рельефными узорами для набивки рисунка,  где на каждой форме рисунок соответствовал тому цвету, для нанесения которого она предназначалась. Каждая такая доска называлась «цвéтка». Учитывая разнообразие расцветок павлопосадских платков, для набивки одного платка могло быть использовано до нескольких десятков «цвéток». 

Вот один из примеров:


Деревянная форма
"Цветки" были очень тяжелыми, поэтому набивкой занимались только физически сильные мужчины, которые обычно работали парами и каждый набивал свой угол платка. После набивания каждой краски платок или шаль подсушивали, переворачивали и продолжали набивку. Какой же это физически тяжелый и кропотливый труд - представить страшно.

Набивка
Конечно, этим рассказ не ограничивался и всю экспозицию музея лучше увидеть вживую)

Что касается магазина павловопосадских шалей, то он находится довольно далеко от Музея и не очень нас впечатлил. Есть выбор и диапазон цен довольно широк - от 500 до 4 000 рублей. Однако, в отличие от всего остального города, здесь было очень многолюдно и потому, чтобы что-то разглядеть поближе, приходилось стоять в очереди.

И напоследок несколько слов о Покрово-Васильевском монастыре, построенном в конце 19 века. Как оказалось, он настолько продвинутый, что у него даже есть канал на youtube, не то чтобы просто сайт (который, кстати, находится по ссылочке  http://www.vmonastyr.ru/). Вокруг монастыря - поразительное спокойствие и тишина. Мне его сложно отнести к какому-либо архитектурному стилю, остается только наслаждаться красотой:)






Источники картинок и информации: http://www.fotogalereia.ru/displayimage.php?album=lastup&cat=5&pos=39http://foto.pavlovskyposad.ru/bilding.htmhttp://old.nn-sp.ru/forum/index.php?PAGE_NAME=user_post&UID=17366&mode=all&PAGEN_1=23 и http://stranamasterov.ru/node/625395

Комментариев нет:

Отправить комментарий