пятница, 4 октября 2013 г.

Душка

Душка... Это кто-то милый и смешной, душа компании? Это названием вполне бы подошло для комедии, поэтому когда я начала смотреть фильм, меня очень расстроила одноголосая озвучка, потом - что герои практически не разговаривают... А затем я привыкла, и даже непривычно стало говорить что-то самой по окончанию фильма.




Сюжет фильма очень прост и намеренно затянут. Боб - сценарист около 50 лет, живущий типичной для запада размеренной и стабильной жизнью, которая внезапно прерывается появлением Душки - неуклюжим, со съехавшей шапкой-ушанкой, похожим на бродячую собаку и не говорящим на иностранном языке ничего, кроме "Боб - Душка". Он приехал с вещами и без особых объяснений остается жить в доме Боба. Много лет назад Боб был в России, где случайно познакомился с Душкой и приличия ради сказал роковую фразу "ну будете в Амстердаме - заезжайте как-нибудь". Далее следует томительное изображения отношений Боба и Душки, полных непонимания, с неудавшимися попытками выставить Душку за дверь - но ведь ему некуда идти и его жалобный вид заставлял Боба передумать. Присутствие Душки становится все более невыносимым и однажды Боб увозит его и оставляет спящим в лесу, но на обратном пути, ослепленный радостью, врезается в грузовик. И проснувшись в больнице, снова видит... Душку. Несмотря на ставшее маниакальным желание избавиться от Душки, когда он однажды исчезает, Боб отправляется с Россию на его поиски. Насколько они были удачными - режиссер оставляет нам право выбрать самим. 

Единственный эпизод, где Душка произносит больше двух слов, происходит, когда возлюбленная Боба отводит его к своему знакомому русскому Игорю, - он говорит "я твой друг и буду с тобой всегда".


Слева направо - Боб, Игорь и Душка

Собственно, к чему это все? История о том, как случайное знакомство по доброте душевной вылилось в отягчающий груз? На первый взгляд, да. Но тогда не было бы смысла писать об этом фильме.


На одной из кинолекций я услышала, что особенность творчества Йоса Стеллинга в том, что главные герои олицетворяют разные составляющие души одного человека. "Душка и Боб — это один и тот же человек, рацио и душа, голова и сердце. И поскольку голова с сердцем у многих не в ладу, Душка и Боб все время ссорятся…" - говорит он в интервью журналу Огонек (http://www.ogoniok.com/5024/27/).
Идея сопоставить рацио и эмоцио, душу и тело совсем неоригинальна. Обломов и Штольц, героини романа Джейн Остин с говорящим названием "Разум и Чувства" - только первые пришедшие в голову примеры... Чем отличаются герои "Душки" от них? В первую очередь собственной несовершенностью и негармоничностью взаимодействия. И "ум" не такой уж "умный", и "душа" не такая как у Обломова - теплая, добрая, мечтательная, а заброшенная, неприкаянная, никем не понятая и не услышанная (ведь не зря ни Боб, ни кто-либо из соотечественников Боба не понимает русского, а говорить на другом языке Душка не может). Увы, эта негармоничность - болезнь современности и каждого из нас.

Этот фильм - зарисовка, выцепившая короткий период жизни двух людей. В нем нет ни морали, ни ответов на вопросы "кто виноват?" и "что делать?". На них нам предстоит ответить самим - вероятно, каждый найдет для себя, как достичь гармонии и развить свои разум и душу. Скажу только, что по сюжету фильма Боб уезжает в Россию на поиски Душки - значит, начинает ощущать его необходимость и делать первые щаги, чтобы "говорить на языке" Душки...

Комментариев нет:

Отправить комментарий